Сплит - системы

Летняя жара — самое время всерьез задуматься о покупке кондиционера, которая в холодное время года и межсезонье часто откладывается «на потом». И вот, решение наконец принято. Но что же выбрать? Российский рынок климатической техники настолько пестрый и разнородный, что в представленном на нем многообразии оборудования несложно потеряться. Между тем, сделать правильный выбор неспециалисту ох как непросто, ведь для сравнения различных моделей кондиционеров приходится оперировать опциями и терминами, о которых неподготовленный человек, как правило, не имеет никакого понятия. На подготовку же у него нет времени, ведь нужно прямо сейчас решить проблему жары, от которой страдают домочадцы, и особенно дети, а не тратить дни и недели на изучение теоретических основ климатехники. Мы же не будет погружаться в теорию, а попробуем кратко и четко обозначить критерии, от которых следует отталкиваться при выборе кондиционера.

Нет, сегодня мы не будем рассказывать о различных ноу-хау в области охлаждения и очистки воздуха или энергосбережения. Их, конечно, хватает, но почитать о них всегда можно на страницах многочисленных специализированных сайтов и печатных изданий. Практически любой крупный производитель климатической техники с мировым именем может похвастать целым набором привлекательных технических опций, которыми снабжено его оборудование. Сравнивая их, мы рискуем окончательно запутаться. Поэтому начнем с самых простых вещей.

МАРКА

Выбирая автомобиль, телевизор в гостиную или мобильный телефон, большинство людей выбирают, прежде всего, ту или иную марку продукции. И уже потом в ряду изделий этой марки находят одно, наиболее отвечающее их запросам. Точно так же следует подходить и к выбору кондиционера. Но на практике это оказывается сложнее, чем даже при выборе автомобиля, сегодня на российском рынке кондиционеров представлено более 160 брендов — поистине феноменальное количество! К сожалению, как показывает практика, о многих из них никто никогда не слышал.

Секрет разнообразия неожиданно прост: некоторые «торговые марки» создаются специально для того, чтобы представить в России изделия из разряда “no name” как «новинку». Более того, иногда история подобных «брендов» ограничивается одной-единственной партией товара, завезенной в один-единственный город. По сути, это просто придуманные на скорую руку ярлыки. Подобная продукция привлекает потенциального покупателя своей дешевизной, которая впоследствии может выйти ему боком. Например, когда окажется, что неожиданно вышедшее из строя оборудование не имеет никакой технической поддержки: нет не только сервисного центра, куда можно обратиться с рекламацией, но даже интернет-сайта производителя. Зачастую единственной ниточкой, связывающей владельца кондиционера с возможностью хотя бы видимости его технического обслуживания, является записанный на клочке бумаги телефон монтажника. Если, конечно, он доступен для связи.

Тем не менее, отделить зерна от плевел не так уж и трудно. Прежде всего, нужно поискать информацию о торговой марке в Интернете. И если более или менее исчерпывающих сведений о ней найти не удается, то, скорее всего, что-то здесь не так: производитель сложного и высокотехнологичного инженерного оборудования не может появиться на рынке вдруг, как чертик из табакерки.

Если компания-производитель известная, то можно поинтересоваться, специализируется ли она на производстве климатической техники или это для нее одно из побочных направлений бизнеса. Также важно число международных наград, которые получала продукция исследуемой марки за качество и инновации. Особо ценными считаются награды различных потребительских союзов (аналогов российского Общества защиты прав потребителей), которые за рубежом играют огромную роль в регулировании рынка. Также можно обратить внимание на разнообразие модельного ряда выпускаемых производителем кондиционеров.

ГАРАНТИЯ

Важный момент, на котором следует сосредоточить особое внимание — это гарантийные обязательства производителя. Чем больше срок гарантии, тем менее вероятен досрочный выход оборудования из строя, т.к. производителю это просто не выгодно. Если оборудование присутствует на рынке достаточно давно, и при этом гарантия на него большая, то можно уже говорить о серьезной репутации.

Впрочем, то, что для России является исключением, за рубежом — в порядке вещей. "Мы придерживаемся международных стандартов GREE: в Европе на эти кондиционеры предоставляют не менее 5 лет, а в странах Ближнего Востока до 7 лет.

Возможно, кого-то насторожит указанное в условиях гарантии условие об обязательном техобслуживании, однако для климатической техники это абсолютная необходимость, так же, как для автомобиля.

"Если пользователь может самостоятельно и без особого труда вынуть и промыть сетчатые фильтры внутреннего блока, или заменить в нем угольные фильтры, то во внешний блок не следует трогать никому, кроме специалистов, тем более учитывая его расположение на внешней стене дома, А именно во внешних блоках встречаются самые разные вещи: от практически обязательного тополиного пуха до птичьих гнезд. И если не проводить каждый год техобслуживание (в том числе и после истечения гарантийного срока), то все это может не лучшим образом отразиться на работоспособности и долговечности оборудования". Пожалуй, последнее особенно важно, учитывая немалую стоимость кондиционеров.

МОНТАЖ И СЕРВИС

Из сказанного выше можно сделать и еще один вывод: необходимо, чтобы установленный кондиционер было кому обслуживать. «Правильно, когда обслуживает оборудование и несет ответственность за его работоспособность компания, которая продает и устанавливает оборудование, — считает Михаил Бейзман (»Евроклимат«). — Вообще, работоспособность кондиционера на 80% определяется тем, насколько квалифицированно был выполнен его монтаж. Ведь это очень сложное оборудование: достаточно сказать, что давление внутри охлаждающего контура достигает 30 атмосфер, что в 6 раз превышает давление воды в стояках горячей и холодной воды в жилых домах. Поэтому работа по установке и обслуживанию кондиционеров требует не только специальных навыков, но и специального дорогостоящего оборудования, которое могут позволить себе только профессиональные компании».

Специалист приводит еще один пример. Процесс установки кондиционера включает множество трудоемких операций: установка внешнего блока на наружной стене и бурение стены для прокладки коммуникаций, подключение медного фреонового трубопровода с применением развальцовки и пайки, устройство дренажа, вакуумирование и заправка системы и т.д. Для качественного выполнения каждой операции необходим специальный дорогостоящий инструмент. Естественно, у случайных «умельцев», занимающихся монтажом кондиционеров по случаю, он вряд ли имеется. Скорее всего, многие из них даже не подозревают о таких тонкостях «профессии».

«Продажа, монтаж и сервисное обслуживание кондиционеров GREE осуществляется только через профессиональные климатические компании, поэтому вы не купите кондиционеры GREE в магазинах бытовой техники .

ГДЕ ПОКУПАТЬ?

Кстати, о магазинах разговор особый. Бытует мнение, что прежде, чем что-то купить, неплохо бы это «потрогать руками». Безусловно, в этом есть рациональное зерно. Однако что можно понять, потрогав руками, например, внешний блок кондиционера? Ровным счетом ничего. Зато решать проблему его установки магазинному покупателю придется, скорее всего, самостоятельно. В лучшем случае ему дадут телефон некой фирмы, профессионализм и репутацию которой проверить может оказаться непросто. Но самое главное, что гарантийным обслуживанием климатической техники подобные компании, как правило, не занимаются. Конечно, в авторизованном сервисном центре, куда можно обратиться по указанному на гарантийном талоне телефону, в ремонте и обслуживании не откажут. Однако, обычно это выглядит так: «Привозите, мы посмотрим». Трудно даже представить себе, как можно самостоятельно отключить 30-ти килограммовый внешний блок кондиционера от заполненной фреоном магистрали, демонтировать с внешней стены дома, а затем отвезти в сервисный центр. Остается также открытым вопрос: кто будет потом устанавливать его на место и заново подключать, в том числе, дозаправлять в систему фреон?

Приглашать же случайных умельцев для ремонта кондиционера (пусть даже платного) просто бессмысленно. «Если речь идет об оборудовании марки, с которой мы не работаем, то мы сможем только посмотреть на него и поставить «диагноз», — объясняет Александр Степанов («Климатические системы»). — Чтобы ремонтировать или менять какие-то детали или узлы, необходима поддержка производителя, которую имеют только авторизованные дилеры».

Видимо, совсем не напрасно в некоторых европейских странах действуют законы, в соответствии с которыми продавать такое сложное инженерное оборудование, как кондиционеры, в розничных магазинах запрещено. Заниматься подобной деятельностью могут только профессиональные компании, сотрудники которых прошли аттестацию и имеют специальную лицензию.

СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

В заключение остановимся еще на одном моменте, которому российские потребители, в отличие, например, от европейских, почему-то уделяют особое внимание, а именно — на географическом происхождении продукции. Например, принято считать, что лучшие кондиционеры — японские, а к китайской продукции отношение у россиян несколько настороженное. На самом же деле, все эти суждения уже давно потеряли актуальность.

Дело в том, что сейчас, в эпоху глобализации, географическое расположение заводов ни о чем не говорит, важен лишь сам бренд и его репутация. Так, ни для кого не секрет, что, к примеру, высокотехнологичные смартфоны и планшеты компании Apple производятся в Китае, однако это не делает их менее популярными и востребованными. Имидж давно купленной крупным автомобильным концерном из Поднебесной марки Volvo также ничуть не пострадал.

Что касается кондиционеров, то, по данным журнала JARN (Japan Air Conditioning, Heating & Refrigeration News1), одного из наиболее авторитетных изданий в области климатического оборудования, 90% всех кондиционеров в мире, выпущенных в 2011 году, были произведены в Китае. В Россию в том же году было поставлено примерно 3,8 миллиона кондиционеров, из которых только 261 (!) кондиционер имел маркировку “Made in Japan”. Таким образом, кондиционеры из Японии в Россию практически не поставляются.

Более того, в самой Японии количество кондиционеров собственного производства также уменьшается: в 2011 году из Китая в Японию было ввезено 4 998 937 кондиционеров, что составляет более половины всех проданных в Японии кондиционеров (объем рынка этой страны — чуть более 9 млн. штук в год). Это вполне объяснимо, если принять во внимание рост числа совместные китайско-японских предприятий. Так, начиная с 2009 года идёт тесное сотрудничество между крупнейшими компаниями-производителями климатического оборудования Daikin Industries (Япония) и Gree Electric Appliances (Китай). В рамках этой программы GREE не только изготавливает кондиционеры DAIKIN для японского рынка, но и участвует в совместных исследованиях и разработках новых технологий.

В качестве приложения приведем небольшую сравнительную таблицу, в которой показаны основные критерии оценки надежности кондиционеров, представленных на российском рынке. Удачного вам выбора!